Разговор с методистом
БЕСЕДЫ О РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ
Где можно получить достоверную информацию об УМК системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, задать вопросы авторам учебных программ?
- ♣ Открытый институт развивающего образования (ОИРО), Москва
- ♣ Методический центр по системе Эльконина — Давыдова при Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Москва
- ♣ Отзывы родителей выпускников начальной ступени АТШ.
Чем отличается обучение по системе Эльконина — Давыдова от традиционного обучения?
Традиционная школа предлагает ученикам знание в готовом виде. Учитель показывает, как надо действовать; ученики более или менее успешно и старательно воспроизводят/повторяют действия учителя.
Учителя, работающие по системе Эльконина – Давыдова, предлагают детям задания, выполняя которые (разумеется, с помощью наставника) ученики самостоятельно открывают новые способы действия, необходимые для решения целого ряда практических задач.
Совместный поиск принципов устройства изучаемого предмета, самостоятельные детские догадки, диспуты, в которых дети учатся оценивать точность и полноту каждой догадки – вот основные характеристики уроков в начальной АТШ.
Каковы результаты такого обучения? Что получат дети, обучаясь по этой системе? Чего они не получат?
Самый главный результат – это развитие детского мышления и сознания. При прочих равных, школьники АТШ, учившиеся по системе Эльконина — Давыдова, в нестандартной ситуации (новая задача, новые условия действия и пр.) способны найти подходящий способ действия, отыскать новое знание существенно чаще, чем школьники из традиционных школ.
Выпускники школ, работающих по системе Эльконина – Давыдова, демонстрируют гораздо более выраженные способности оценивать разнообразные, зачастую противоречивые мнения по какому-либо вопросу, прогнозировать/моделировать развитие имеющейся ситуации.
Любой ли ребенок может учиться по системе Эльконина — Давыдова?
Некоторые считают, что по системе Эльконина — Давыдова могут учиться только специально отобранные дети, потому что часто в первый класс проводится отбор. Однако отбор, как правило, связан с невозможностью принять в школу всех желающих, а не с какими-то специальными требованиями к детям. Известны случаи, когда классы коррекционного обучения обучались по системе Эльконина — Давыдова (в Красноярске и Перми), и это создавало возможность для таких детей сровняться к концу начальной школы в достижениях со своими сверстниками и поступить в обычный пятый класс.
Но не следует думать и наоборот, что система Эльконина — Давыдова ориентирована на слабых, неподготовленных к школе детей, поскольку в первом классе очень долгий «добуквенный» период в изучении русского языка и долгий «дочисловой» период в изучении математики. Это связано с необходимостью выстроить развернутое полноценное детское практическое действие до того, как переходить к его описанию и анализу. Дети должны научиться практически сравнивать длины, площади, объемы, массы или различать, определять характер всех звуков/фонем в произносимых словах прежде, чем они начнут действовать с их заместителями – числами и буквами. Точнее будет сказать, что такая система обучения ориентирована на ребенка (на любого ребенка), но не на любого взрослого.
Как готовить ребенка к школе?
Очень часто родители думают, что готовить ребенка к школе означает учить его считать, писать, читать.
На самом деле, самая лучшая подготовка ребенка к школе – это полноценно прожитый период дошкольного детства, во время которого, играя (не на компьютере!), рисуя, слушая и переживая сказки, занимаясь конструированием, прыгая и бегая, помогая в домашней работе маме и папе, ребенок:
• развивает воображение, способность фантазировать, представлять в уме; • осваивает умение расшифровывать простейшие схемы и чертежи; • научается произвольно удерживать свое внимание, заниматься долго (не менее получаса) нелегким, но интересным делом; • осваивает культуру взаимоотношений между людьми; • приучается выслушивать других людей и формулировать свои мысли, чувства, желания так, чтобы быть понятым; • развивает моторику (способность совершать точные и координированные движения), в том числе и мелкую моторику руки, необходимую для письма. Если дошкольное детство прожито полноценно, то обучение в школе не создаст для ребенка непреодолимых трудностей.
Нужна ли специальная подготовка ребенка к обучению в школе по системе Эльконина — Давыдова?
Специальная подготовка не нужна. Однако в нашей школе будет легче тому ребенку, чьим родителям удается пробудить, а не погасить любознательность малыша, научить его доискиваться ответов на свои вопросы.
Каковы основные этапы жизни ребенка в начальной школе?
• Этап адаптации к школе (от двух месяцев до полугода). Это кризисный период, он чреват для ребенка стрессами, повышением тревожности. Ребенок в это время нуждается в особой поддержке и внимании родителей. • Стабильный этап постоянного развития умений и способностей ребенка (середина первого года обучения – третий год обучения). • Этап подготовки к переходу в среднюю школу (четвертый год обучения).
Этот период должен быть построен как переходный, на что родители должны обратить внимание. Они заинтересованы в том, чтобы было заранее известно, какие учителя возьмут в средней школе их класс, по какой системе будет обучаться класс в дальнейшем, какова система обеспечения перехода детей из начальной в среднюю школу, и т.д.
Какие проблемы могут возникнуть у ребенка при вынужденном переходе в другие школы?
При переходе из школы в школу жизнь ребенка меняется глобально: новый учитель, новые одноклассники, новые традиции. Глобальные перемены (даже к лучшему) – это всегда стресс и для больших, и для маленьких. Однако нужно заметить, что при смене системы Эльконина — Давыдова на традиционную, как правило, период стресса не затягивается. Первые трудности связаны с тем, что ребенок привык к совершенно другим требованиям, другой системе оценивания, своеобразному языку своего класса. Быстрая адаптация и хорошие последующие успехи ребенка в традиционной школе связаны, как правило, с тем, что ребенок оказывается подготовленным к принятию любой новой нестандартной для него ситуации и приходит в новую школу с желанием учиться.
Зачем детям задают такие вопросы, на которые не каждый взрослый ответит?
Нередко ребенок получает домашнее задание – подумать над вопросом – и просит помощи у родителей. Родители могут не понять вопроса (потому что не знают контекста его возникновения) или не знают ответа на этот вопрос. Часто родители, помнят по своему опыту обучения в школе, что на каждый заданный вопрос должен быть правильный (чаще всего – единственно правильный) ответ, и не знают, как помочь ребенку. Перерыв справочники и Интернет, и позвонив другим родителям своего класса, родственникам и знакомым, они не находят однозначного и доступного пониманию ребенка начальной школы ответа. Тогда, не придумав ничего лучшего, они пытаются на доступном ребенку языке объяснить ему теорию относительности, теорию чисел, раздел современной лингвистики и пр.
Родители, дети которых обучаются в школе по системе Эльконина — Давыдова, не должны снабжать ребенка готовыми ответами на вопросы домашних заданий. В этой системе предусмотрена специальная работа с детскими вопросами и гипотезами. Это многолетняя работа, она ведется практически на всех уроках, и ее задача – приучить детей к самостоятельному умственному усилию. При этом «самостоятельно» не значит в одиночку; напротив, большинство детских догадок возникают и оформляются именно в совместной работе.
Какая система оценивания принята в системе Эльконина-Давыдова?
В Азиатско-Тихоокеанской Школе на начальной ступени обучения принята безотметочная (1 класс) и стобалльная (2-4 классы) система оценивания учебных достижений школьников – наиболее адекватная для системы Эльконина – Давыдова. В 5 – 6 классах и далее происходит постепенная эволюция детских форм оценивания в более конвенциональную (пятибалльную).
Что такое «безотметочное обучение»?
Безотметочное обучение — это обучение без пятерок, троек и других знаков статусных ученических различий.
Зачем нужно безотметочное обучение?
Главный смысл настоящего безотметочного обучения в том, чтобы вырастить у ребенка учебную самостоятельность – умение без помощи взрослого оценить свои силы при встрече с каждой новой задачей:
Что нужно для того, чтобы вырастить учебную самостоятельность?
Учебная самостоятельность начнет возникать у школьника только если:
- ♣ Он будет достаточно уверен в себе, поскольку только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно относиться к собственным неудачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды на критикующего или в поводы к унынию и отказу от каких бы то ни было усилий [1]. Воспитание здоровой самооценки – задача всего окружения ребенка, в первую очередь семейного.
- ♣ У него будет сформировано учебное действие оценки: умение и привычка отделять известное от неизвестного и высказывать предположения о неизвестном. Воспитание учебных действий – задача учителя.
[1] Ребенок приходит в школу, имея уже сложившуюся самооценку. Она начала складываться с момента рождения и уже к концу младенчества представляла собой переживание или ощущение собственной значимости, ценности, или, напротив, незначительности, никчемности. Психологи называют это иногда «общей самооценкой». Полярность этого переживания зависит от всей истории отношений в семье.
В чем проявляется оценочная самостоятельность ребенка к концу начальной школы?
Смысл работы, направленной на развитие оценочной самостоятельности детей, состоит в том, чтобы к концу начальной школы сформировать у детей
- ♣ способность понимать критерии оценивания;
- ♣ давать содержательную развернутую оценку тому или иному способу действий и полученному результату,
- ♣ уметь произвести оценивание, пользуясь разнообразными шкалами.
Как ребенок сможет перейти в другую школу, если в его дневнике не будут проставлены отметки за четверть, за год?
При переходе ребенка в другую школу учитель (если родители ребенка об этом просят) выставит ему пятибалльные годовые или четвертные отметки по всем предметам, опираясь на известные в традиции критерии.